От рейки до дрона: эволюция строительных специальностей

В системе технического и профессионального образования (ТиПО) Казахстана сохраняется дефицит современной инфраструктуры и четкого понимания востребованности отдельных специальностей. А учитывая, что часть профессий уже теряет актуальность, особенно с учетом развития искусственного интеллекта, возникает необходимость по-новому взглянуть на образовательный процесс в колледжах. Об этих и других тонкостях «цифровых перемен» в системе ТиПО Алматы, в интервью с директором Алматинского строительно-технического колледжа Бектурганом Ахметовым.

Бектурган Султангалиевич, на Ваш взгляд, с какими системными вызовами сегодня сталкивается профессиональное образование в целом?

Мир стремительно меняется, и наша задача не просто идти в ногу со временем, а опережать его, создавать условия для подготовки востребованных, мобильных и конкурентоспособных кадров.

В условиях цифровизации экономики, автоматизации производственных процессов и внедрения новых технологий система профессионального образования сталкивается с рядом вызовов. Во-первых, это непрерывное обновление требований со стороны работодателей, и, во-вторых, необходимость интеграции цифровых платформ и инструментов в образовательный процесс.

Мы чувствуем серьёзную помощь и заинтересованность со стороны государства и наших социальных партнеров. Огромную поддержку мы получили от нашего Президента Касым-Жомарта Токаева, объявившего 2025-ый – Годом рабочих профессий. В строительной отрасли, да и в других отраслях, технологии меняются стремительно. Подготовить современного сантехника, который будет разбираться в «умных» системах водоснабжения, или электромонтёра для работы с цифровыми сетями – задача сложная. Мы даём хорошую базовую подготовку, но для реальной конкурентоспособности нужна практика на технике, которая используется сейчас на стройплощадках и производствах.

Нам необходимо лучше и быстрее чувствовать запросы рынка. Наша задача – вовремя перестраиваться, чтобы выпускник приходил на предприятие готовым решать актуальные задачи.

Вы упомянули о цифровизации. Как Вы считаете, как это влияет, к примеру, на строительно-технические специальности?

Влияние огромное, но я вижу его не как угрозу, а как эволюцию. Появляются новые профессии, исчезают старые. Мир труда постоянно меняется, причем меняется сама структура труда и появление новых профессий с одновременным исчезновением устаревших – это естественный процесс. На это влияют развитие технологий, изменения в экономике и обществе.

Однако профессии не исчезают, а поднимаются на новый уровень. Но важно понимать: исчезновение профессии – не конец карьеры. Многие люди адаптируются, приобретая новые навыки.

Цифровая трансформация образования становится все более актуальной, ведь современные технологии открывают новые возможности для эффективного обучения.

Производственное обучение не может оставаться в стороне. Его основная задача – подготовить студента к реальной профессиональной деятельности. А это значит, что учебно-производственный процесс должен быть максимально приближен к условиям современного производства.

Исходя из этого анализа, какие конкретные, реалистичные шаги необходимо предпринять в 2026 году?

Мы видим несколько приоритетных направлений на ближайший год.

Первое – это углубление интеграции со строительными и другими компаниями. Нам нужен не просто совет, а работающий механизм. В планах создание сетевого взаимодействия между колледжами и предприятиями: реализация совместных программ, оснащение учебно-производственных мастерских, дуальное обучение.

Второе – разумное внедрение цифровых инструментов и симуляторов. Мы активно работаем над созданием цифровой образовательной среды. Например, внедряем программные комплексы, где студенты могут виртуально «построить» здание, смоделировать инженерные сети, рассчитать нагрузку на конструкции или отработать навыки работы на сложном оборудовании в VR-тренажёрах. Цифровые симуляторы обеспечивают безопасную отработку навыков и освоение новых технологий до выхода на реальное производство. Они используются в различных отраслях, включая промышленность, медицину, авиацию и строительство. 

VR-тренажёры эффективны именно на начальных этапах обучения, когда важно сформировать базовое понимание процессов и визуализировать действия. В процессе обучения мы используем VR-тренажер по сухому строительству компании KNAUF, позволяющая делать погружение в виртуальный мир максимально реалистичным.

И третье, самое важное – это постоянное развитие наших педагогов. Преподаватель спецдисциплин должен не только знать теорию, но и понимать, как сегодня ведётся реальный процесс. Мастера производственного обучения обязаны поддерживать тесную связь с предприятиями, чтобы студенты получали навыки, соответствующие требованиям рынка труда. ёРегулярные стажировки, повышение квалификации, участие в профессиональных сообществах и обмен опытом - всё это формирует педагогов нового поколения.

Уверен, что, двигаясь таким путём в тесном партнёрстве с бизнесом, разумно внедряя технологии и постоянно обучая кадры, есть большая вероятность того, что мы сможем давать нашим студентам тот самый надёжный фундамент знаний и навыков, который позволит им строить достойную карьеру.

Алдыңғы
Алматыда қаланың Бас жоспарын түзету жобасы бойынша қоғамдық талқылаулар басталды

Соңғы жаңалықтар:

Іздеу